Именно в текущих условиях, когда лопнул так называемый «Пузырь всего» (The Everything bubble), и практически каждая национальная экономика в той или иной мере погрузилась в кризис, во многих странах мира по-настоящему стала проявляться креативность и оперативность в принимаемых властями решениях и реализуемых ими действиях. Как подходит к решению этих задач Казахстан разобрал в своём телеграм-канале управляющий директор AERC, известный экономист и автор канала @tengenomika Олжас Тулеуов:

Руководство Казахстана в этом плане, на наш взгляд, продемонстрировало исчерпывающий пример антикризисного управления в виде комплексного подхода, который был проявлен как со стороны Главы государства и его администрации (как источника ключевых «идей и руководству к действию в рамках кризиса»), так и Правительства, Нацбанка и Агентства по финрынкам (как непосредственных исполнителей и усилителей требуемых антикризисных мер). И теперь, по истечению трех недель с момента действия режима ЧП в стране, можно подвести некий итог того, что и как было сделано со стороны государства в целях нивелирования внутренних шоков экономики и обеспечения микро- и макроэкономической стабильности. 

Для начала надо отметить, что оглашенные в ходе режима ЧП Президентом меры затронули как сторону совокупного предложения (малый и средний бизнес), так и сторону совокупного спроса (население), что еще раз отражает системность проведимого антикризсного менеджмента. 

Так, вопрос поддержки МСБ, где состредоточено 35% всего занятого населения и 28% ВВП Казахстана,  стал одним из первостепенных, и для его решения были приняты максимально возможные в текущих условиях меры. При этом, работа в части поддержки МСБ проведена в четырех основных направлениях: 

первое: значительные налоговые преференции (освобождение по налогу на имущество, ИПН, соцналога, отсрочка по уплате других обязательных платежей в бюджет, приостановка налоговых проверок), 

второе: кредитные каникулы (отмена шрафов и пени по кредитным просрочкам, отсрочка по платежам),

третье: льготное кредитование и финансирование (600 млрд. тенге под 8% на обортные средства, расширение условий по программе «ДБК-2020», увеличение фондирования по программе «Экономика простых вещей» до 1 трлн. тенге), 

четвертое: поддержка АПК (отмена земельного налога, снижение ставки НДС по социально значимым товарам до 8%, гарантированный закуп государством продукции у сельхозпроизводителей и удешевление дизтоплива для аграриев на 15%). 

Все эти действия должны позволить субъектам МСБ переждать «бурю» с меньшими потерями, а также ограничить падение совокупного предложения в экономике Казахстана. 

В свою очередь, в части оказания поддержи населения и стимулирования совокупного спроса по инициативе Главы государства были начаты и реализованы следующие действия: 

первое: выплата базового дохода и индексация соцвыплат (порядка 1,5 млн. человек, оставшиеся без работы, на период действия режима ЧП будут получать от государства выплату в размере 1 МЗП – 42500 тенге, пенсии и другие выплаты будут проиндексированы на 10%), 

второе: защита прав потребителей финансовых услуг (приостановка выплаты основного долга и процентов по займам населения с затруднительной ситуацией, ужесточение регулирования деятельности ломбардов и онлайн-кредиторов), 

третье: ограничение спекулятивного и регуляторного роста цен (госрегулирование цен на социально значимые товары путем установления лимитов роста, а также снижение тарифов на услуги ЖКХ),

четвертое: расширение доступа к мобильным и цифровым технологиям (в целях создания условий для того, чтобы люди максимально оставались дома), 

пятое: содействие поддержания уровня занятоности (в рамках усиления работы программы «Дорожная карта занятости»). 

Опять-таки, названные действия формировались и притворяются в жизнь с целью минимизации ухудшения условий жизни населения страны в рамках режима ЧП и усиления вненеэкономических шоков, и по нашим оценкам, данная цель в основном достигается. К примеру, оперативное предоставление отсрочек по кредитам для более чем 800 тысяч заемщиков, очевидно, позволило снизить недовольство и предотвратить возможные социальные катаклизмы.

Таким образом, промежуточно можно констатировать, что наряду с введением режима ЧП, направленного на борьбу с распространением в стране COVID-19, а также на фоне усиления рисков внешней экономики, государство полноценно, но с учетом имеющихся в текущей ситуации ограничений, исполняет все свои обязательства, а также всецело и эффективно реализует функции по обеспечению внутриэкономической  стабильности.