Пандемия коронавируса влияет на продажи продовольствия: оптовики за квартал наторговали продтоваров всего на 944 миллиарда тенге. Это сразу на 13% меньше, чем годом ранее.

За январь–март 2020 года в Казахстане оптовики продали товаров на сумму 4,94 трлн тенге — на 4,7% больше, чем в первом квартале прошлого года (с учетом инфляции — на 1,2%).

Из них 19,1%, или 944,2 миллиарда тенге, пришлось на продовольственные товары, минус 12,5% в реальном выражении (более 100 миллиардов тенге).

80,9%, или 4 триллиона тенге, — на непродовольственные товары и товары производственно-технического назначения. При этом непосредственно за март объёмы оптовой торговли составили 1,7 триллиона тенге — на 1% меньше, чем в марте прошлого года (с учётом инфляции — на 3,9%).

Министра торговли и интеграции Бахыт Султанов заявил, что существующая инфраструктура, несовершенная логистика и не налаженное взаимодействие участников товародвижения приводят к значительному росту цен на продовольственные товары. Правительство рассматривает вопросы обеспечения продовольственной безопасности и создания товаропроводящей системы

Еще одна серьезная проблема — дефицит хранилищ. Каждый год с февраля по май истощаются запасы прошлогоднего урожая и начинается завоз нового из соседних стран, что сказывается на волатильности цен. По данным Министерства сельского хозяйства, дефицит овощехранилищ по стране составляет порядка 70%, а в некоторых регионах достигает 90%. Это приводит к большим потерям продукции и невозможности её хранения в течение длительного периода. К примеру, потери овощей и фруктов составляют порядка 19%, мяса и молочной продукции — 5%.

Для решения данных проблем необходимо создать национальную товаропроводящую сеть, состоящую из единого комплекса оптово-распределительных центров. Такая экосистема сформирует отдельный экономический кластер, который приблизит производителя к потребителю, а также вольется в торговую инфраструктуру республики. ОРЦ будут предлагать специализированные услуги — от хранения и переработки до распределения и сбыта продукции. Общая стоимость реализации проекта составляет 237,5 миллиарда тенге.

Источник