Мировая банковская система сегодня находится в гораздо более прочном положении, чем во время финансового кризиса 2008 года. Однако по мере того как острые проблемы ликвидности сменяются проблемами структурной платежеспособности, дефолты по долгу будут возрастать и давление на банковскую систему усилится, сообщается в статье Всемирного банка.

Авторы обзора — финансовый советник и директор Департамента валютного рынка и рынков капитала МВФ Тобиас Адриан и вице-президент по справедливому росту, финансам и институтам Группы Всемирного банка Джейла Пазарбазиолу — не исключают вероятность возникновения дополнительных неблагоприятных шоков для экономики и финсектора.

«Сохраняющаяся неопределенность в отношении окончательной продолжительности и воздействия шоков создает серьезные проблемы для органов банковского надзора», — отмечают международные эксперты, добавляя, что эти проблемы требуют решительных действий.

Для оказания незамедлительной помощи пострадавшим заемщикам и поддержания адекватной ликвидности в финансовой системе многие национальные органы приняли меры поддержки, такие как отсрочка погашения долга, пакеты стимулов и кредитные гарантии,  констатируют Тобиас Адриан и Джейла Пазарбазиолу.

Наряду с этим надзорные органы играли неотъемлемую роль в этих ответных мерах политики. Опираясь на руководящие принципы организаций, устанавливающих стандарты, многие регуляторы осуществили широкий спектр мер вмешательства в финансовом секторе. «Эти меры ставят целью использовать имеющийся банковский капитал и буферные резервы ликвидности, обеспечивают ясность в отношении регулятивного режима, способствуют прозрачности баланса и поддерживают непрерывность операционной и коммерческой деятельности банков, а также платежных систем», — обозначают авторы статьи.

Эксперты дали девять рекомендаций органам банковского надзора, которые помогут удовлетворить «насущные потребности реальной экономики при обеспечении финансовой стабильности».

Во-первых, использовать гибкость нормативно-правовой и надзорной основы, поддерживая при этом минимальные пруденциальные стандарты и обеспечивая соответствие международным стандартам.

Во-вторых, содействовать тщательно проработанным мероприятиям государственной и частной поддержки, ориентированным на пострадавших заемщиков и отрасли.

В-третьих, свести к минимуму возможности для морального риска и сохранять приверженность разумной практике управления кредитным риском, одновременно способствуя эффективному распределению новых кредитов.

В-четвертых, предоставлять руководство по классификации активов и созданию резервов на покрытие возможных убытков, основываясь на рекомендациях организаций, устанавливающих стандарты, и воздерживаться от смягчения регулятивного определения открытых позиций по необслуживаемым кредитам.

В-пятых, поддерживать прозрачность и предоставлять дополнительное руководство по раскрытию информации о рисках.

В-шестых, приостановить автоматическое действие механизмов корректирующих надзорных мер в отношении чрезвычайных обстоятельств текущей пандемии.

В-седьмых, пересмотреть приоритеты надзора и поддерживать тесный диалог с банковским сектором.

В-восьмых, активно координировать работу с коллегами по надзору на национальном и международном уровне.

В-девятых, обеспечить бесперебойное функционирование важнейших рыночных инфраструктур.

Тобиас Адриан и Джейла Пазарбазиолу объясняют, что данные меры призваны поощрять национальные органы власти использовать гибкость, присущую основам регулирования, надзора и учета, при одновременном соблюдении согласованных на международном уровне минимальных стандартов регулирования и принципов надзора.

«Отказ от таких принципов мог бы посеять семена будущих рисков, которые потенциально могут подорвать среднесрочную устойчивость и здоровое состояние банковской системы», — замечают они.

Эксперты добавляют, что особая бдительность необходима в отношении мер, которые не соответствуют согласованным на международном уровне основам.

Действительно, некоторые развивающиеся страны имеют в своем распоряжении меньше механизмов из-за ограниченных буферных резервов политики, более слабого потенциала реализации и менее тщательно проработанных нормативно-правовых основ.

«Эти риски ставят под угрозу некоторые с трудом завоеванные достижения в области регулирования и надзора в развивающихся странах, которые лежат в основе финансовой стабильности», — отмечают авторы статьи.

Они обращают внимание, что роль банковского надзора никогда еще не была столь важной. Таким образом, описываемые экспертами рекомендации направлены на то, чтобы обеспечить прозрачное поддержание и контроль критических показателей здорового состояния банковской системы. 

«Это поможет свести к минимуму риски разрушительного финансового кризиса, который усугубил бы основные экономические издержки пандемии», — заключают Тобиас Адриан и Джейла Пазарбазиолу.

Источник